4 ноября 2017 года. Вечер. Но в окнах Борисоглебской картинной галереи им. П.И. Шолохова горит свет, мелькают фигуры людей, персонал готовится к встрече гостей…
В это вечер в рамках всероссийской акции «Ночь искусств» в картинной галерее им. П.И. Шолохова прошла музыкальная гостиная из цикла «Друзья встречаются вновь», посвященная нашему выдающемуся земляку, интереснейшему русскому художнику А.П. Рябушкину.
На музыкальной гостиной зрители не только услышали рассказ о жизни и творчестве нашего земляка, но и увидели видеопрезентацию с его самыми яркими полотнами, услышали инструменты, на которых играл А.П.Рябушкин (в этом нам помогли преподаватели ДШИ №1 Степовой Д.А. (балалайка) и Кузенко М.Б. (гитара); преподаватель Борисоглебского музыкального училища Жуков В.Н. (вокал, декламация) и студенты Борисоглебского музыкального училища Мартакова А. (фортепиано), Дьячков Д. (баян), Зинин В. (гитара), Андриец М. (фортепиано)).
Также звучали письма А.П. Рябушкина, адресованные его другу И.Ф. Тюменеву, в исполнении Маркина Дмитрия, ученика 11 класса Борисоглебской гимназии № 1.
В этот же вечер на выставке одной картины был представлен портрет А.П. Рябушкина кисти московского художника Котова С.А. (подаренный художником Борисоглебской картинной галерее им. П.И. Шолохова в 2016 году).
Ну а завершился вечер стихами Ф.Н. Григорьева, которые он прочел с импровизированной сцены под аплодисменты присутствующих.
… На самом деле, друзей в этот вечер в картинной галерее было много. Это и добрые друзья картинной галереи, любители живописи и музыки, которые, не смотря на усталость, работу, дела, погоду пришли в гости к А.П. Рябушкину, это и друзья художника, которые, незримо присутствуя на вечере, рассказали об Андрее Петровиче как о человеке, как о художнике, как о патриоте, как о гражданине своей страны, это и музыкальные инструменты, которые раскрыли разные не только разные грани таланта Андрея Петровича, но и, по словам Бенуа А.Н., тонкость, деликатность и поэтичность его души.
***
Человек жив, пока живет память о нем. Об Андрее Петровиче Рябушкине мы вспоминаем не только в день его рождения или в день его смерти. О нем мы говорим с каждым посетителем, который приходит в нашу картинную галерею. Он понятен всем: и молодым, и людям в возрасте, посетителям разного уровня художественной подготовки и образования. В чем же секрет обаяния творчества А.П. Рябушкина?
А.П. Рябушкин - русский живописец исторического жанра, книжный и журнальный график, изограф – родился 29 октября 1861 года в пригородной Станичной слободе г. Борисоглебска (Борисоглебского уезда Тамбовской губернии) в семье государственных крестьян Петра Васильевича и Пелагеи Ивановны Рябушкиных.
Еще в детстве у маленького Андрея проявился талант и к музыке (мальчик оказался одарен и абсолютным музыкальным слухом, и красивым голосом), и к изобразительной деятельности (к семи годам с успехом помогал отцу и брату расписывать храм, писать иконы).
Но судьба все решила за мальчика: однажды во время церковной службы Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос, и с профессиональным пением пришлось распрощаться. Практически в это же время погиб отец, сорвавшись с лесов, чуть позже умерла мать.
Трудно сказать, как могла сложиться дальнейшая судьба Андрея Рябушкина, если бы художественные способности четырнадцатилетнего юноши не заметил его тезка и земляк Андрей Христофорович Преображенский, тоже художник-иконописец, гостивший в это время в Борисоглебске. Он забирает молодого Рябушкина с собой в Москву, где и устроил его на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Позже в его жизни будет учеба и в Петербургской академии художеств, что даст возможность сочетать в своем творчестве и московские, и петербуржские художественные традиции, за что он будет благодарен своим наставникам В.Г. Перову, И.М.Прянишникову, Е.С. Сорокину (педагогам Московского училища живописи, ваяния и зодчества) и П.П. Чистякову (преподавателю Петербургской академии художеств).
А.П. Рябушкин войдет в историю русского искусства как художник, которому интересна история Древней Руси, как мастер бытовых зарисовок из жизни современной ему русской деревни, как книжный график, иллюстратор, изограф.
Даже его ученические работы станут очень известны: «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880 г.) будет экспонироваться на ученической выставке Московского училища живописи, ваяния и зодчества; его дипломная работа - эскиз «Голгофа (Снятие с Креста)» (1890 г.), будет претендовать на Большую золотую медаль Петербургской академии художеств; этот эскиз выкупит П. М. Третьяков для своей галереи; за эту работу Президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович назначит А.П. Рябушкину на два года стипендию из «личных средств Августейшего Президента», которую А.П. Рябушкин потратит не на путешествие за границу, а на поездку по старинным русским городам – Рязани, Угличу, Ярославлю, Туле, Орлу, Ростову, Костроме, Нижнему Новгороду, что впоследствии отразится в его живописных шедеврах «Возвращение с ярмарки в Рязанской губернии» (1886), «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899) и др.
Исследования последних лет историка Г.В. Аксёновой свидетельствуют о том, что в поездках по древним русским городам он не забывал посетить и родной город. Найденный в отделе рукописей Российской национальной библиотеки альбом зарисовок А.П. Рябушкина ярко свидетельствует о нескольких приездах художника в «родные пенаты»: «30 мая 1881 года, Борисоглебск», «Село Чигорак Тамбовской губернии Борисоглебского уезда, 1886 г.».
Также Г.В. Аксёновой были найдены неизвестные автопортреты, портреты А.П. Рябушкина, выполненные его друзьями. Фотографические изображения свидетельствуют о широте таланта Андрея Петровича: кроме страсти к изобразительной деятельности, он хорошо пел, играл на нескольких музыкальных инструментах – балалайке, гитаре, баяне, черемисских гуслях, фортепиано, тонко понимал дух народной песни.
В чем же секрет обаяния творчества А.П. Рябушкина?
Наверное, в том, что он очень любил все русское, исконное, родное, старался написать это ясно, доходчиво и понятно. Возможно и в том, что прожив очень непростую жизнь, стремился показать ее яркой, сказочно красивой, интересной, насыщенной событиями.
К сожалению, Андрей Петрович прожил очень короткую жизнь, неполные 43 года, но сделал так много! Трудно представить, что мы могли бы увидеть, если бы Андрей Петрович прожил, ну, хотя бы, до 90 лет!
|