Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Вторник, 25.07.2017, 21:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Официальный сайт МБУК БГО
"Борисоглебский историко-художественный музей"
Главная | Регистрация | Вход
Из истории Борисоглебского историко-художественного музея


Основание Борисоглебского историко-художественного музея следует отнести ко второму десятилетию XX века. Для города этот  период отмечен развитием сельского хозяйства, промышленности,  строительством новых путей сообщения (до 90-х гг. в городе находилось Управление Грязе-Царицынской железной дороги),  открытием новых учебных заведений, библиотек, книжных магазинов, кинематографа. Новые идеи просачивались всюду, новые начала проповедовались в истории, естествознании, в литературе. Передовая педагогическая общественность очень чутко воспринимала новые требования времени.

Музей вызревал на волне родиноведческого движения. Это было время «педагогических исканий» новых форм преподавания. Под давлением демократического учительства Министерство народного образования  ввело в младших классах курс «Родиноведение».

В городе Борисоглебске с инициативой создания городского школьного музея выступил учитель 3-го городского начального мужского училища Овцынов Иван Авксентьевич. Он высказал  мысль, что музей должен преследовать общеобразовательные цели, побуждать учащуюся молодежь к пониманию природы и истории своего Отечества, дорожить его интересами, идти по пути совершенствования самого себя, своих познаний. Идея Овцынова нашла поддержку  в среде  прогрессивно настроенного учительства города. Была создана инициативная группа, в которую вошли учитель Нумеров М.С., директор 3-го приходского училища Хатунцев П.Е., секретарь городской Управы Скрынников Н.С.

Городская Управа, в компетенцию которой входили вопросы местного народного образования, приняла городской школьный музей  под свое покровительство.

Вопрос о помещении музея решился, благодаря поддержке инспектора народных училищ  Н.В.Павловского, выделившего для музея одну классную комнату в 3-м городском мужском училище. Встала задача формирования фондов. Для этих целей местными властями, выделялись небольшие денежные средства, что позволяло Ивану Авксентьевичу неоднократно выезжать в Тамбов, Москву и Санкт-Петербург для приобретения наглядных пособий: карт, таблиц, приборов, чучел птиц и рыб.

Перед И.А.Овцыновым стояла сложная задача:  как в создаваемом  музее наглядных пособий представить в должной мере местный элемент. На решение этой задачи требовалось время. Поэтому первоначально на стенах, в шкафах и витринах были представлены наглядные пособия русских и заграничных фирм, распределенные по разным предметам школьного курса.

Наиболее полно был представлен раздел истории. На полке лежали бивни и зубы мамонта, кости других ископаемых  животных из разных мест Борисоглебского уезда. Недаром в инвентарной книге Борисоглебского историко-художественного музея за № 1 числится берцовая кость мамонта.

Для того, чтобы придать городскому музею статус официально существующего учреждения, необходимо было разрешение столичных властей. 30 июня 1912 года Главное управление по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел  уведомило тамбовского губернатора об утверждении проекта Устава Борисоглебского городского музея.

Крайне символично, что разрешение об открытии музея было получено 30 июня 1912 года – год столетнего юбилея победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. Каждый уголок России тогда был охвачен подъемом национального самосознания и патриотизма. А через полгода городская Дума на одном  из заседаний от 5 февраля (по старому стилю) 1913 года поддержала предложение  инспектора народных училищ Н.В. Павловского и утвердила  И. А. Овцынова  в  должности ответственного хранителя городского музея с вознаграждением 120 рублей в год.

В последующие годы музей активно занимался научно-просветительской деятельностью. К 1914 году в инвентарной книге музея насчитывалось несколько сот номеров. С целью привлечения местного общества к сотрудничеству было разослано обращение к жителям города, в котором говорилось о необходимости собирать как можно больше материалов, относящихся к изучению природы, истории и быта местного края.

По ходатайству Павловского Н.В. и Овцынова И.А. городская Управа нашла возможность в 3-м мужском училище отвести еще одну классную комнату, что позволило музею вдвое расширить площадь под экспозицию.  Это говорило о том, что несмотря на меняющиеся условия жизни, связанные с ходом 1-й мировой войны, городской музей жил и развивался.

После 1917 года поступательное развитие музея было прервано. Шла гражданская война. Город несколько лет пребывал на военном положении, поскольку находился то во фронтовой полосе, то в эпицентре мятежей и восстаний. Это не могло не отразиться на работе музея. Об этом времени красноречиво свидетельствует отчет  за 1919 год, подготовленный заведующим школьным музеем Алексеем Петровичем Ефимовым:  « Когда деникинские войска заняли город, то ни о какой деятельности музея не могло быть и речи. Само его существование пришлось тщательно скрывать. Удалено было все, что так или иначе могло его выдать: стерты надписи, сняты объявления и плакаты. На вопросы расквартированных  в здании школы казаков: « Что находится в запертой на замок части помещения?» - уверяли, что там сложены лишняя школьная мебель, старый школьный хлам и прочее. Они поверили, и музей остался невредимым. Скоро казачьи войска оставили город. К весне город вновь попал  в руки казаков, музею снова пришлось скрывать свое существование.   Школьное здание, где размещается музей, было занято красноармейцами какой-то не особенно надежной войсковой части, так что и от этих, уже своих людей, существование музея опять-таки пришлось скрыть. Эта мера предосторожности оказалась вполне уместной: уходя из помещения, красноармейцы разбили книжные шкафы, взяли из них школьное имущество, унесли некоторый школьный инвентарь: стенные часы, топоры, ведра, кружки и прочее».

В своих записях об отце, касающихся периода гражданской войны, Б.И. и К.И. Овцыновы вспоминают: « Долгое время город и уезд входили в зону активного противостояния белых и красных. И.А. Овцынов с риском для жизни не раз спасал музей от разграбления и разорения.  Мы хорошо помним, как отца несколько раз, то днем, то ночью,  деникинцы вызывали в училище, требовали открыть музей. Не знаем, что отец говорил им тогда про музей и как объяснял, но ни один экспонат из музея в то время не попал в руки погромщикам и мародерам. В декабре 1918 года при наступлении белогвардейцев со стороны Грибановки на Борисоглебск, при обстреле города артиллерией, залетевшим снарядом был разрушен школьный музей – единственный в городе, который обслуживал наглядными пособиями все школы 1-й ступени. Узнав о происшествии, Иван Авксентьевич, несмотря на опасность, решил все-таки тут же идти в музей и принять необходимые меры. В помощь он взял  учеников 2-го класса – Васю Диденко и Митю Зверева, которые жили недалеко от нас. Эта деталь очень характерна для Ивана Авксентьевича, для его отношения к своему детищу – музею».

К 1921 году музей наглядных пособий значится в структуре городских учреждений Уполитпросвета и на него была возложена  обязанность обеспечивать школьными пособиями все школы 1-й ступени города.

Но городской музей не мог войти в русло нормальной работы, так как Борисоглебский уезд оставался и после гражданской войны территорией военных действий уже крестьянского восстания («антоновщина»), самого мощного протестного действия против большевиков.

В течение 1921-22 учебного года народное образование как в городе, так и в уезде  в связи с голодом, принявшим небывалые размеры, пришло в катастрофическое состояние.

Учитель М.С.Нумеров, который стоял у истоков музея, выступая по местному телевидению в 60-х годах, поделился своими воспоминаниями о начале 20-х годов: «Голод тех лет я испытал на себе. Помню, как хозяйка в тесто при выпечке хлеба к малой толике, т.е. порции ржаной муки, добавляла когда  лебеду, когда жмых или муку из желудей и тому подобные специи. Хлеб получался такой  плотности, что работы для желудка хватало на целый день. Пареную лебеду ели с кислым молоком».

В мае 1921 года цены на продукты были астрономическими – пуд ржаной муки стоил 160 тыс. руб., пуд муки из желудей – 30 тыс. руб., пуд соли – 40 тыс. руб.

В таких тяжелых условиях голода работа музея становилась совершенно невозможной. Материальное положение активистов музея дошло до величайшей остроты.  В 1922 году  И.А.Овцынов переходит на другую работу, но остается председателем Совета музея.

Вместо него заведующей музеем стала Клавдия  Семеновна Овцынова, которая с момента основания музея была верной помощницей своему мужу во всех добрых начинаниях, связанных с работой музея.

В 1923 году,  благодаря финансовой помощи с местных властей,  происходит возрождение городского музея. Вскоре, по свидетельству местной газеты, он открыл свои двери для посетителей. Возобновилась выдача пособий, столь необходимых школам города для учебного процесса.

Начало работы К.С.Овцыновой в качестве заведующей городским музеем совпал с переломным моментом в деятельности музеев в стране. Прежние методы и формы музейной работы Советская власть признала идеологически устаревшими и поставила цель: всеми мерами способствовать развитию краеведения на местах, придавать музеям краеведческое направление.

С 13 по 18 сентября 1924 года в Тамбове проходила первая губернская краеведческая конференция,  где были определены подходы к зарождавшемуся щирокому краеведческому движению, которое было поставлено под жесткий партийный контроль. Борисоглебская делегация состояла из 3-х человек.

Сразу же после конференции по инициативе уездного учительского профсоюза в Борисоглебске был организован краеведческий кружок. Руководителем кружка стал М.С.Нумеров, который заведовал девятилеткой № 3. Членами кружка являлись, в основном, учителя. Всего в кружок вошло 20 человек. Пополнение краеведческих сил происходило за счет интеллигенции. За короткое время число членов общества достигло 87 человек. На заседаниях краеведческого общества обсуждались вопросы изучения природных условий края, охраны памятников истории  и культуры, экономики, развития экскурсионной работы. В Уставе общества говорилось, что общество имеет целью многостороннее изучение края. В фондах музея  хранится тематика докладов на краеведческие темы тех лет: «История возникновения города Борисоглебска»; «Рельеф местности нашего уезда»; «Развитие железнодорожного транспорта в нашей губернии».

Краеведческое общество стало важнейшим фактором культурной жизни города.

В Уставе общества было сказано о содействии и развитии местного музея с переводом его по краеведному пути развития.

В 1927 году на одном из заседаний уездного краеведческого общества был поставлен вопрос о необходимости реорганизации городского музея наглядных пособий в краеведческий.

Но процесс реорганизации был достаточно затяжным, и старое название музей сохранял вплоть до конца 20-х годов. 

С 1 октября 1930 года Борисоглебск перешел на положение города областного подчинения ЦЧО. В связи с упразднением округа музей стал именоваться городским краеведческим музеем.

Многие поколения музейщиков кропотливо работали над формированием богатейших фондов, преданно служили своему делу, являясь бережными хранителями истории края.

Качественно новый уровень работы музея связан с его переездом в конце 80-х годов XX века в новое современное здание.

Творческое содружество талантливых людей позволило создать полнопрофильную экспозицию музея, включающую в себе ряд отдельных музейных комплексов.

На площади более 1600 кв.м представлены отделы природы, археологии и средневековья, истории XIX века, современности.

Постоянно действующая выставка "Декабристы - первые борцы за свободу" знакомит с редкими материалами семейного архива С.Г.Волконского.

В основу экспозиции зала оружия легла коллекция старинного оружия генерал-лейтенанта К.Н. Павловского, переданная им в дар родному городу. Двуручный меч, шашка адмирала Колчака, шпага короля Ф.Саксонского и др. - уникальное экспонаты экспозиции.

Образно и ярко музей знакомит с выдающимися земляками. Среди них ученые Н.Н.Еланский, Л.В.Сорокин, А.Ф. Котс; писатель В.Кин; музыканты В.П.Вишневецкий, Н.П.Аносов и др.

В 1987 году отдел иобразительного искуства Борисоглебского краеведческого музея принял своих первых посетителей. Семь уютных залов вместили 140 работ художников - земляков. Город подарил России А.Рябушкина, А.Куприна, А.Чернышева, П.Шолохова и многих других.

В 2001 году состоялось торжественное открытие картинной галереи имени П.И.Шолохова в бывшем купеческом особняке, красивейшем здании начала XX века. Автор экспозиции  - Евгения Ростиславовна Петрухина, заведующая галереей с момента основания по настоящее время.

 С этого года музей получил статус историко-художественного.

В настоящее время музей стал крупным научно-просветительским и научно-исследовательским учреждением Воронежского Прихоперья. По экспозициям и выставкам проводятся экскурсии, помогающие глубже познать историю края.

Юрий Александрович Апальков - директор Борисоглебского историко-художественного музея с 1984 г., заслуженный работник культуры России.



Copyright MyCorp © 2017