Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Вторник, 19.09.2017, 21:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Официальный сайт МБУК БГО
"Борисоглебский историко-художественный музей"
Главная | Регистрация | Вход
Борисоглебская картинная галерея им.П.И.Шолохова




14 мая 2001 года состоялось торжественное открытие Борисоглебской картинной галереи имени П.И.Шолохова. Этому знаменательному событию предшествовала многолетняя и кропотливая работа по формированию коллекции произведений искусства, опыт работы отдела изобразительного искусства в краеведческом музее.

Борисоглебск стал судьбоносным городом для многих талантливых художников, которые составили славу нашего Отечества и кого борисоглебцы с гордостью называют своими земляками. Среди них – А.П.Рябушкин, А.В.Куприн, Н.М.Чернышев, П.И.Шолохов и многие другие. 

Художественные традиции края имеют глубокие корни. Еще до революции в городе была открыта студия, дававшая молодым талантам прочные знания.

Целая эпоха в художественной жизни Борисоглебска связана с именами искусствоведа М.В.Ильинского, живописца, графика Л.С.Беднова, воспитавших не одно поколение художников.

5 ноября 1987 года семь небольших, но уютных выставочных залов Борисоглебского краеведческого музея приняли своих первых посетителей.

Обширная выставочная деятельность, общие интересы, духовная атмосфера объединили живописцев-ветеранов (Ю.Жданкин, С.Бирюков, В.Николаев, Н.Манаенков и др.), нового поколения художников (А.Бирюков, Н.Турьев, В.Бирюков, С.Бокунов и др.) и всех почитателей изобразительного искусства.

По мере увеличения художественной коллекции пришло желание организовать галерею в отдельно стоящем здании. Известный в городе особняк купца Полякова как нельзя лучше подходил для этой цели. Построенный в 1910 году, он отличался ясностью и пластичностью образа, гармонией с окружающей природой.

Существует чудесная легенда, что сын купца Полякова стал талантливым архитектором и на какой-то юбилей отца в 1910 году построил и подарил ему этот особняк, испытывая величайшую благодарность к родителю за то, что тот позволил ему заниматься любимым делом.

Знакомство с экспозицией галереи лучше всего начинать с зала, представляющего творчество художников А.П.Рябушкина, Н.М.Чернышева, А.В.Куприна, И.И.Машкова.

Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) родился в селе Станичная слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Отец и старший брат занимались иконописью, и будущий художник помогал им в работе. В четырнадцать лет мальчик осиротел. В его судьбе самое горячее участие принял А.Преображенский, студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Первые произведения Рябушкина были посвящены крестьянской тематике на основе личных впечатлений. В 1901 году написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве. XVII век».

А.Рябушкин восхищается самобытностью, наивной простотой, нарядностью и красочностью той жизни. В декоративном решении мастер идет от традиции русской иконописи и фресковых росписей. Живопись его отличается плотностью, локальными пятнами, декоративной четкостью.


Оригинал картины экспонируется в Третьяковской картинной галерее, копию для Борисоглебска исполнил московский художник Ю.И.Рогозин.


Народный художник РСФСР Николай Михайлович Чернышев (1885 – 1973) родился в селе Никольское Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Пониманию искусства учился у блестящих мастеров и педагогов В.А.Серова, А.Е.Архипова и К.А.Коровина.

Первые живописные работы художника характеризуют его как человека глубокого и необычайно чуткого к красоте. Решающую роль в судьбе Н.М.Чернышева сыграл Союз художников и поэтов «Искусство – жизнь», позже переименованный в «Маковец».

Художник изучал искусство Древней Руси, а в 1925 году в окрестностях Ферапонтова сделал открытие – нашел краски в виде минералов, которыми пользовались древние живописцы.


Работы Н.М. Чернышева, представленные в Борисоглебской галерее, охватывают разные периоды его творчества.

Гордостью и украшением коллекции картинной галереи Борисоглебска являются четыре работы заслуженного деятеля искусств РСФСР Александра Васильевича Куприна (1880 – 1960).


Живописец работал в жанре натюрморта и пейзажа. Был одним из основателей объединения «Бубновый валет» (1910). В работах этого периода Куприн стремился поднять в зрителе целые пласты переживаний, обнажить тайну вещей, утверждая их значимость.

Индустриальные пейзажи, восточный и центральный Крым стали основным содержанием творчества художника с 1922 года. В облике Крыма А.В.Куприн увидел сдержанность, величие природных и архитектурных форм.

Общность творческих устремлений связывала А.В.Куприна с Ильей Ивановичем Машковым (1881 – 1944), в судьбе которого борисоглебский период жизни сыграл немалую роль. Будущий художник родился в станице Михайловской Войска Донского в крестьянской семье. Служил «мальчиком» в торговых лавках Борисоглебска. Редкое свободное время И.И.Машков проводил за рисованием. Случайная встреча в 1899 году с художником Н.А.Евсеевым изменила судьбу юноши. От учителя И.И.Машков с удивлением узнал, что живопись может стать профессией, если  учиться.

В августе 1900 года он стал учеником московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Будущему известному художнику предстояло пройти сложный  путь от наделенного талантом человека до мастера – живописца, заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Творческое лицо художника определили натюрморты, в которых он находил богатство и яркость предметного мира.


 Копия картины И.И.Машкова «Фрукты на блюде»(1910) для Борисоглебска исполнена московским художником В.М.Юрчиком.




Петр Иванович Шолохова (1898 – 1988) называли «старейшим художником Москвы», но частица сердца мастера всегда принадлежала небольшому провинциальному городку Воронежской области. Через всю свою большую и сложную жизнь художник пронес любовь к Борисоглебску.


В своих письмах П.И. Шолохов часто размышлял о том, что многие известные художники имеют борисоглебские корни. Его не покидала мысль о необходимости представить их творчество в родном городе.

В 1982 году живописец преподнес Борисоглебску щедрый дар – 70 своих работ. Именно с этого момента мечта о создании городской картинной галереи стала приобретать реальные очертания. Началась кропотливая работа по формированию художественной коллекции.

Прекрасный художник и педагог П.И.Шолохов был счастлив тем, что жил и трудился для людей. Его привлекали все жанры: пейзаж, натюрморт, интерьер, портрет. Работы художника складываются в некие серии или сюиты, протяженность которых определяется десятилетиями. Некоторые пейзажи бывают написаны как бы на одной волне настроения.

В натюрмортах мастеру интересны такие предметы, как старые книги, погасшая свеча, увядшие цветы: не обнаженная, видная с первого взгляда красота жизни, а ее более глубокие, скрытые проявления.

В 2000 году с одобрения благодарных земляков было принято решение о присвоении Борисоглебской картинной галерее имени замечательного художника П.И.Шолохова.

П.И. Шолохов протянул живую нить между городом своего детства и учениками, которые прониклись уважением и любовью к родному краю своего учителя.

Юрий Иванович Рогозин (р.1926). Участник Великой Отечественной войны. Работал в издательстве «Правда».Заполярье, Урал, Памир, Ладога – за этими работами этапы большого творческого пути. Художник успешно сочетает технику масляной живописи с акварелью.


Василий Михайлович Юрчик (р.1924) к искусству шел сложным, неординарным путем. Значительный период его жизни был связан со службой в Советской Армии.


Встреча с П.И.Шолоховым помогла не только изменить свою судьбу, но и положила начало большой дружбе.

Художник создает  пейзажи, согретые душевным теплом, трепетным отношением к природе. Слаженность общего цветового решения вызывает чувство музыкальной гармонии.

В.М.Юрчик стал одним из инициаторов и участников создания  Борисоглебской картинной галереи. В 1987 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Борисоглебска».

В этом же зале представлено творчество художников, которые были связаны с Борисоглебском определенный период своей жизни. Среди них Ю.Ю.Юров, А.А.Рудяков, А.П.Романов, В.П.Криворучко и другие.


Профессию театрального художника избрал для себя Лев Витальевич Федоров (1940 – 1999). Был удостоен звания лауреата республиканского фестиваля Казахской ССР за работу над спектаклем «Первый учитель» Ч. Айтматова.        


Длительное время Л.В. Федоров работал главным художником городского драмтеатра. Обладая профессиональным знанием законов театра, тонко чувствуя общий эмоциональный настрой спектакля, Л.В. Федоров умел подчинить свой замысел общим задачам постановки.

Но творчество художника не ограничивалось театром. Приверженец пейзажной темы, он всегда лиричен, эмоционален. Пейзажи Л.В.Федорова теснейшим образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей.


Мир графики, представленный в экспозиции, таит в себе необыкновенные возможности. Работы Н.М.Чернышева,  Ю.И.Химича, Б.Н.Склярука, Ю.И.Рогозина и других художников убедительно это показывают.


Архитектурные пейзажи Юрия Ивановича Химича (1928 – 2003) принесли ему всемирную известность. Лучшие выставочные залы Европы знакомили любителей искусства с творчеством мастера.

Есть во многих городах уголки, где жизнь, словно особой стеной защищена от времени. Там у нее свои отсчеты, свой ритм. Пейзажи Ю.И.Химича приглашают побродить по улочкам Риги, полюбоваться храмами Киева, Пскова, осмотреть старинные постройки в Средней Азии.

Графика Бориса Николаевича Склярука (р.1937) безукоризненно точна, выразительна. Художник разнообразит свои приемы рисования, не стремится к внешней занимательности сюжета.

Б.Н.Склярук – признанный мастер экслибриса. Более 100 книжных знаков художника находятся в интернациональном музее Экслибриса в Синт-Никлаас (Бельгия). Триптих «Икар», живописные работы, экслибрисы известного графика вошли в художественное собрание картинной галереи Борисоглебска.

Особенность таланта любого истинного художника заключается в умении увидеть и передать то единственное и неповторимое, что зачастую ускользает от обычного взора. Все поколения борисоглебских художников, черпая вдохновения в любви к родному краю, сохраняли умение поражаться, радоваться прекрасному.


Вторая половина XX века была ознаменована необыкновенным подъемом в художественной жизни Борисоглебска. Этот период был связан с расцветом творчества Ю.Н.Жданкина, В.С.Гусева, В.С.Николаева, С.С.Бирюкова, Н.И.Монаенкова и других. Искренне, правдиво передавали они на полотнах то близкое, родное, что с детства живет в сознании каждого, и что мы называем чувством родины.

Эстафету ветеранов подхватило новое поколение живописцев.

Успешно работают Александр Сергеевич Бирюков (р.1953) и Виктор Сергеевич Бирюков (р.1956). Их творчество несет в себе добрый взгляд на мир.


Пейзажи Сергея Юрьевича Бокунова (р.1966) покоряют особой задушевностью, трогательным вниманием к малейшим изменениям состояния природы.


Для художника Анатолия Викторовича Пономарева (р.1964) окружающий мир – нескончаемый источник ценностей. Все богатство накопленного им живописного мастерства использует в создании портретов, натюрмортов.



Декоративно-прикладное искусство представлено работами мастеров по миниатюрной росписи, керамике, резьбе по дереву, росписи по ткани и другие.

Художественный мир Веры Павловны Ватага (р.1939) тесно связан со стихией цвета. Фантастические и вполне реалистические сюжеты, эмоциональная восторженность, перенесенные на лоскуты шелка, составляют единую картину, праздничную в своем многоцветии и чистую, добрую по своей сути. Искусство батика (техника создания рисунка на ткани), которым она искусно владеет, родилось на острове Ява. В России этим видом творчества стали активно заниматься в конце 80-х годов ХХ века. Руки В.П. Ватаги создали много замечательных изделий: настенных панно, платков, занавесей.













В руках мастера – керамиста Елены Святославовны Акимовой (р.1960) холодная глина перетекает в одухотворенную пластику. Представленные в экспозиции изделия свидетельствуют о неиссякаемой фантазии автора, ее высоком мастерстве и новаторском подходе к решению художественно-образных задач.


Для Натальи Викторовны Лыковой (р.1965) устойчивыми принципами художественной росписи по дереву являются миниатюрность письма, виртуозность рисунка, чистота цвета. Неповторимы и индивидуальны матрешки, созданные мастером по мотивам «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.


Много прекрасного создано вдохновенной мыслью, умелыми руками художников. Борисоглебская земля настолько благодатна, что есть основания с оптимизмом смотреть и в завтрашний день, надеяться, что по-прежнему одной из достопримечательностей города останется человек с мольбертом.

Борисоглебская картинная галерея имени П.И. Шолохова стала неотъемлемой частью жизни борисоглебцев, высоко оценивших самоотверженный труд тех, чья любовь к искусству и бескорыстное служение способствовали ее созданию.



Copyright MyCorp © 2017